Специалист по комплексной реабилитации

«МНЕМОТЕХНИКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.
Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
2. Недостаточный словарный запас.
3. Употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый
ответ.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Основные задачи мнемотехники:
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;
Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Мнемотаблицы служат в моей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:
обогащения словарного запаса;
при пересказах художественной литературы;
при обучении составлению рассказов;
при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
при отгадывании и загадывании загадок;
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
В своей работе в младшем и среднем дошкольном возрасте я применяла цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная.
Сейчас для детей старшего возраста применяю схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
В своей работе я использую мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку.)

2 3 4 5 6 7


Восстановление речи после инсульта

Родным и близким пациента приходится непросто, так как восстановить речь после инсульта бывает не так-то просто. Медики советуют заниматься возвращением потерянных навыков, как только состояние больного стабилизируется.
Упражнения по восстановлению речи проводит логопед. Больной должен некоторое время ходить в больницу, если такой возможности нет – приглашают специалиста для занятий в домашних условиях. Чтобы речь вернулась быстрее, с пациентом должны заниматься и его близкие.

6
Специалист проводит с больным целый комплекс специальных упражнений:
произношение слов по слогам;
занятия с детским лото;
чтение детского букваря;
занятия при помощи карточек;
изучение языка жестов и др.
Важно! Во время тренировочных занятий в комнате или палате должно быть тихо. Посторонние звуки (шум от телевизора, громкая речь) истощают пациента.
Люди, окружающие больного после ишемического инсульта, должны всячески помогать ему:
1. Рекомендуется разговаривать с пациентом негромкой, спокойной, внятной речью.
2. Ни в коем случае нельзя избегать речевых контактов, ругать или кричать на больного, говорить в его присутствии о неудачах. Человек после инсульта должен находиться только в позитивной и благоприятной атмосфере.
3. С больным можно читать вслух, петь песни, рассказывать стихи, называть цифры, дни недели и т.п.
4. Медики советуют хвалить пациента и всячески подбадривать его.

Упражнения по тренировке речи
Конечно современная медицина крайне редко обходится без медикаментозных средств. Если обратить внимание на отзывы о лечении препаратами. Однако помимо применения лекарственных препаратов нужно стараться своими силами исправить сложившуюся ситуацию.
В домашних условиях с больным можно проводить тренировочные занятия, чтобы речь вернулась как можно быстрее. Специалисты советуют делать такие несложные упражнения:
1. Улыбаться, обнажая зубы.
2. Набрать целый рот воздуха и надуть щеки. Сильно сжать губы и побыть в таком состоянии несколько секунд.
3. Сделать «лошадку». Поцокать языком 15-20 раз.
4. Подуть воздух расслабленными губами.
5. Представить, что во рту шар и погонять его из одной щеки в другую.
6. Произнести звук «ы», напрягая нижнюю челюсть.
7. Поднять язык за верхние зубы.
8. Вытянуть губы вперед, произнося звук «у». Рекомендуется чередовать это упражнение с первым.
9. Облизать губы круговыми движениями по часовой стрелке, а затем наоборот.
10. Завести язык за нижние зубы и выгнуть его, чтобы получилась «горка». Это упражнение чередуют с упражнением под номером 7.
11. Двигать языком из стороны в сторону. Язык должен ходить во рту, не касаясь зубов.
12. Пытаться достать языком до подбородка и носа и др.
Каждое упражнение не спеша повторяют по 5-7 раз трижды в день. Специалисты рекомендуют заниматься перед зеркалом. Длительность тренировок зависит от состояния больного, обычно начинают с 7-10 минут, постепенно увеличивая занятия до получаса.

Преодоление недостатков речи у детей

3

Родителям необходимо:

  • Поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;

  • Правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранние, чем на этапе отработки навыка;

  • Проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;

  • На этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;

  • Проследить, чтобы ребенок самостоятельно, проявил инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

Родителям необходимо знать:

  • Ясная и четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком – одно из обязательных условий правильного речевого развития;

  • Выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;

  • Занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;

  • Продолжительность занятия не должно превышать 15-20 минут, более длительная работа ребенка утомляет. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных или дыхательных органов, то повторение их более 4-5 раз подряд может привести к головной боли. Эти упражнения нужно чередовать с другими видами работ;

  • Задания не следует перегружать заданиями;

  • На этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;
  • К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущее.

 


В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей

1

родителям необходимо:

  • Поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;

  • Правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранние, чем на этапе отработки навыка;

  • Проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;

  • На этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;

  • Проследить, чтобы ребенок самостоятельно, проявил инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

Родителям необходимо знать:

  • Ясная и четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком – одно из обязательных условий правильного речевого развития;

  • Выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;

  • Занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;

  • Продолжительность занятия не должно превышать 15-20минут, более длительная работа ребенка утомляет. Если на занятии проводятся упражнения требующие значительного напряжения артикуляционных или дыхательных органов, то повторение их более 4-5 раз подрят может привести к головной боли. Эти упражнения нужно чередовать с другими видами работ;

  • Задания не следует перегружать заданиями;

  • На этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс

упражнений;

  • К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив

предыдущее.

Комментирование запрещено