Рекомендации для родителей по развитиюречи ребёнка раннего возраста

Для того, чтобы научиться понимать речь окружающих, ребенку нужны внимательные и чуткие собеседники. Для детей раннего возраста такими собеседниками становятся родители, которые ухаживают за малышом 24 часа в сутки, а также бабушки, дедушки, братья и сёстры, все близкие люди, составляющие первое окружение малыша. Чтобы ребенок начал говорить, он должен научиться понимать речь окружающих. Понимание речи (импрессивная речь) – это взаимосвязь между словом и тем, что оно обозначает. Этот процесс проходит ряд этапов.
Итак, первый этап развития импрессивной речи относится к пониманию ребенком интонации взрослых. Разговаривайте с малышом, меняя темп и интонацию, помогите ему ориентироваться в том, что вы хотите ему сообщить.
Следующий этап – это понимание ситуации. Если какое-то событие постоянно происходит в одних и тех же условиях, то ребенок, даже очень маленький, начинает понимать и даже предвидеть то, что происходит или произойдет. Например, Вы достаете ножнички, чтобы постричь малышу ногти. Вы еще ничего не делаете, а он начинает хныкать, потому что не любит эту процедуру. Другой, противоположный, пример, когда ребенок, увидев знакомый предмет или действия взрослого, радуется предстоящему событию. Это может быть фартучек, который помогает ребенку понять, что приближается кормление или полотенце, свидетельствующее о купании.
Старайтесь сделать ваш режим и все ритуалы, связанные с уходом постоянными и очевидными для ребенка. Введите предметы символы, которые помогут ребенку не только понять, что будет происходить, но и поможет ему сообщить важную информацию. Например, если всегда перед прогулкой вы собираете игрушки в определенную сумку, то ребёнок может принести ее вам, чтобы рассказать, чего он хочет.
Следующий этап – понимание речи в ситуации. Если называние предмета, события или действия всегда четко совпадает с произнесением слова, то ребенок постепенно начинает понимать смысл слов. Например, при слове «качеля» ребенок будет предвосхищать процесс качания, а при слове «купаться» будет бежать в ванну. Старайтесь, чтобы ваша речь была лаконичной и соотнесенной, т.е. слово должно совпадать по времени с показом предмета, действием или событием.
И, наконец, этап понимания речи вне ситуации, когда ребенок может по просьбе показать/взять/посмотреть на предмет, который называет взрослый, выбирая из нескольких вариантов.
Общие рекомендации по развитию речи
Если ваш ребенок выражает свои нужды невербально, подавая знаки или показывая пальцем, всегда проговаривайте то, что он хотел сообщить очень простыми словами: «Ты хочешь пить!», «Это молоко», «Ты хочешь посмотреть мультфильм!». Называйте эмоции ребенка (например, «Когда ты ударяешься, тебе больно, ты расстраиваешься!»).
Разговаривайте с ребенком во время выполнения рутинных дел и называйте, что происходит по порядку: «Сначала мы снимем кофточку, штаны и пойдем купаться. Я включила теплую воду. Намылю мочалку и помою тебя, сначала спинку, ручки и.т.д.».
Во время игры с ребенком, следуйте за ним и позвольте ему создавать игру. Описывайте ребенку то, что он делает, и пусть он сам контролирует процесс. «Ты взял красный кубик, сверху поставил зеленый», «Ты катишь маленькую синюю машинку по дивану».
Приобретите ребенку игрушку, которая будет воспроизводить сказанные им слова (это может быть микрофон или другая игрушка с функцией диктофона). Дети зачастую неохотно повторяют слова за взрослым, им гораздо интересней, когда игрушка повторяет их звуки и слова.

Литература для родителей по развитию речи детей:
– Ромена Августова, «ГОВОРИ! Ты это можешь. Как развивать речь ребенка и учить его читать, особенно в практически «безнадежных» случаях»;
– Грибова О.Е., «Что делать, если Ваш ребенок не говорит»;
– Янушко Е. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет».

Комментирование запрещено