Одевание – это сложный процесс для малышей, научиться этому сразу невозможно. Когда каждая минута на счету, одеть ребенка самому – это самое простое, но не самое разумное решение. Ребенку необходимо научиться одеваться самостоятельно, так как это огромный виток в умственном и физическом развитии.
Разделите этот процесс на две части – что делаете Вы, а что – ребенок. Постепенно доля того, что делает ребенок сам, будет увеличиваться.
Овладение навыком вырабатывает в ребенке уверенность и независимость
Осваиваясь с разными видами одежды, ребенок работает над целым комплексом умений, он развивает:
• мелкую моторику – застегивает пуговицы и кнопки;
• крупную моторику – протягивает руки в рукава, ноги – в штанины, удерживает баланс, стягивая носки;
• мышление – запоминает последовательность, одевания предметов одежды;
• речь – учит и произносит названия одежды, ее цвет и размер.
Как изучать одежду и одевать ребенка.
Мама много раз в день комментирует все свои действия, когда одевает и раздевает ребенка – в результате, он заранее знает, какие микродействия и в какой последовательности надо совершить, чтобы надеть тот или иной предмет одежды, и на какую часть тела он надевается.
Параллельно с помощью одежды ребенок получает представление о цвете, форме и размере.
Одежда постоянно окружает детей, иногда они начинают с ней играть – вставлять ноги в папины шлепанцы, прятаться под маминой шляпой, заворачиваться в мамин платок. Надо поощрять и развивать эти первые попытки освоиться с одеждой – предложить побольше предметов одежды для экспериментов.
При обучении ребенка одеваться самостоятельно огромное значение имеет грамотный подбор одежды:
• штаны со свободной резинкой, без застежек и молнии (этот предмет одежды будет также незаменим в ходе приучения ребенка к горшку);
• свободные кофты и свитера с широкой горловиной;
• одежда с картинками и узорами, которые помогают отличить, где задняя, а где передняя сторона (если такой одежды нет в наличии, то можно нашить простенькие аппликации своими руками);
• свободная обувь с липучками.
Каждое действие, которое мы совершаем, одеваясь или раздеваясь, включает множество движений руками, ногами, пальцами, которые идут в определенной последовательности. Нельзя, просто, сказать ребенку: «Надень штаны сам!» и ждать результата. Следует разбить сложные действия на маленькие шаги, например:
• Сядь на ковер.
• Возьми штанишки двумя руками за резинку.
• Просунь одну ногу в штанину, подтяни штанину, вытащи носочек.
• Потом другую ногу во вторую штанину, штанину вверх, носочек наружу.
• Встань, подтяни штанишки вверх.
Весь процесс можно обыграть – например, каждая нога заезжает в свой туннель или заползает в свою норку; такие комментарии дети запоминают лучше.
На первых порах, процесс одевания одежды должен быть не только привлекательным, но и занимательным. Например, пусть носки приползут к ребенку на папиных руках и пожалуются, что они потерялись и хотят скорее обнять свои любимые ножки.
Если ребенок одевается с истериками, хороший способ – разбить задания на маленькие действия и обучить, в первую очередь, последнему шагу. Когда финал будет отработан, например, мама одевает штанишки на половину, а вот натянуть штаны до талии доверяется ребенку. Затем мама учит ребенка просовывать ногу в штанину и натягивать штаны и т.д.
Шаги прибавляются в обратном порядке, пока ребенок не сможет выполнить все действие целиком. Преимущество этого подхода заключается в том, что ребенок сразу же получает положительные эмоции от успешного завершения задания.
Ошибки, допускаемые родителями:
1. Разграничение действий родителей, (если мама решила учить ребенка надевать кофточку, и он уже умеет сам просовывать руки в рукава, то не стоит в один момент делать это за него, чтобы было быстрее, а в другой требовать от него самостоятельности). Ребенка сбивает такое разграничение. Чтобы ребенок спокойно воспринимал новое действие, оно должно войти в рутину, привычка вырабатывается путем многократного повторения.
2. Слишком активная помощь со стороны родителей, в тот момент, когда она уже не нужна (ребенок научился надевать туфли, но делает это еще медленно и с трудом, похныкивая, когда не удается засунуть пяточку, не надо бросаться и делать все за нее).
Всегда нужно хвалить ребенка за достигнутые успехи ребенка в одевании, ребенок должен видеть, что родители гордятся его достижениями.
Учтите, что все дети разные. И каждому потребуется своё время на обучение. Не торопите малыша, идите в соответствии с его индивидуальным темпом, и всё у него и у Вас получится с радостью и улыбкой!
Желаем Вам Успехов!