Как известно, треть своей жизни человек проводит во сне. Все мы прекрасно понимаем его важность для гармоничного роста и развития ребёнка. Сон необходим для накопления энергии и сил, которые расходуются во время бодрствования. Он помогает восполнить наш уровень энергии, во время сна происходят множество жизненно-важных процессов: высвобождается гормон роста, вырабатываются антитела, борющиеся с инфекцией и многое другое.
У детей механизмы сна незрелые, нервная система ребёнка до года не может обеспечить плавный переход от медленной фазы сна к быстрой, поэтому при этом переходе дети могут просыпаться, порой пробуждение случается каждые 30–40 минут. Важно следить перед сном за признаками усталости и не допускать перевозбуждения. В раннем возрасте процессы возбуждения преобладают над торможением. Малыши не умеют сами себя затормозить и, уставая, сильно перевозбуждаются: начинают бегать, кричать, капризничать. Это ещё больше мешает уснуть.
В случаях, когда ребенок недосыпает, его поведение может измениться, появляется раздражительность, капризность, возможно проявление агрессии, нарушается коммуникация ребенка с окружающим миром. Таким детям сложнее устанавливать контакт со сверстниками, у них снижено желание по познанию окружающего мира, им сложнее реализовать свой интеллектуальный потенциал. Если ребёнок ложится и встаёт поздно, то сон не восполняет ресурсы должным образом. Необходимо работать с режимом!
Существование правильного ритма «сон – бодрствование» является залогом нормального гармоничного развития малыша. Существует определенное время, где ребенок готовится ко сну – ритуальный час и ритуалы для успешного засыпания.
Ритуальный час – это час времени до сна. В рамках ритуального часа вводятся строгие правила, которые задают границы поведения. Например: «никого не спускать, никого не выпускать». Т. е. новые люди в комнату не входят, если же что-то остановило ритуал, то лучше его «перезапустить» с самого начала.
Ритуал – это ежедневные действия, повторяющиеся в строгой последовательности, происходят в комнате, где будет спать ребёнок. В определённых возрастных периодах он может меняться в связи с возрастными потребностями ребёнка. Ритуалы на ночной и дневной сон должны быть одинаковыми.
В комнате, где спит ребенок, должны находиться все необходимые предметы (горшок, памперсы, влажные салфетки и т.д). Если ребёнок «испачкал» памперс, это избавляет от необходимости выходить из комнаты, нарушая ритуал.
В ритуал может входить и короткий массаж (в направлении сверху вниз, что позволяет нервной системе ребёнка успокаиваться) без быстрых и интенсивных движений, и действия, которые ребенок делает перед сном (надеваем пижаму: сначала штаны, потом верх, чистим зубы, заходим в комнату, закрываем дверь, включаем ночник, читаем книгу и т.д.). Отлично подходит чтение. Оно должно быть не в формате аудиосказки. Можно взять ребёнка на руки и подойти к окну и спокойным голосом описать всё, что происходит за окном. Можно петь колыбельные, обсуждать прошедший день.
Кровать следует использовать только для сна. Не держать в ней игрушки. Только игрушку или куклу, которая лежит рядом с ребёнком и даёт ему ощущение постоянства и стабильности.
Не бросайтесь к ребёнку при первых всхлипываниях. Ребёнок поняв, насколько легко добиться выполнения требований (попить, съесть чего-нибудь сладкого), ещё с большим удовольствием постарается не заснуть.
Не наказывайте ребёнка, посылая его спать. Подготовка ко сну должна быть радостной и приятной ситуацией.
Укладывая ребенка спать, необходимо проявлять твердость и последовательность, придерживаться заведенного ритуала, давая почувствовать, что это не прихоть, а объективная необходимость.
Меню
Карта проезда