Уважаемые родители! Мы продолжаем нашу рубрику советов психолога. И сегодня мы с вами поговорим о таком познавательном процессе, как внимание у наших детей. Внимание – это направленная избирательность нашего восприятия, благодаря которой мы можем изучать и познавать как наш внутренний, так и окружающий мир. Информация, получаемая головным мозгом человека от органов чувств, формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания
Скачать: статья
Самоизоляция продлена, несмотря на то, что наступило лето! Именно сейчас детям хочется бегать, прыгать и резвиться, но НЕЛЬЗЯ!
Как ребенку объяснить, что нельзя никуда ходить? Как объяснить детям, что нельзя пойти даже на детскую площадку? Еще и так, чтобы не напугать ребенка.
Самый мягкий способ объяснения детям сложных вещей – это сказка. И сегодня я поделюсь с вами сказочной историей под названием « Сказка про Гномиков и Микробулек ».
Жили-были в одном сказочном городе гномики – мама, папа и их сынок Славик. (состав семьи используйте ваш). Это были чудесный город. Гномики жили в домиках-грибочках со светящимися пятнышками на крыше. И сами гномики носили шляпки, похожие на грибные, и в темноте их шляпки тоже светились. Как думаешь, если бы ты был гномиком, то твоя шляпа каким бы цветом светилась?
И вот однажды в сказочной стране произошло событие странное и непонятное.
Один из гномиков ездил в путешествие, а когда прилетел на транспортной сове обратно, оказалось, что к его шляпке прилипли какие-то странные штуки. Толи жучки какие-то малюсенькие, толи семечки, какие с лапками. Никто раньше не видел такого. Гномики стали подходить поближе, чтобы разглядеть это чудо-юдо, трогать его шляпку руками. И эти штучки стали прыгать с одного гномика на другой с ладошки на ладошки, и забирались на самый верх – на их прекрасные шляпы.
Гномики посмотрели, погадали, так ничего не поняли, и разошлись по домам.
Но ночью у некоторых из них начался кашель. Они делали так: кхе-кхе, кха-кха. И когда они кашляли, их шляпки переставали светиться! Это была настоящая трагедия для гномиков!
Побежали они к гному доктору. Он носил белый халатик, малюсенький стетоскоп и очки. Он всех обследовал, все проверил и сказал: “Это все эти штучки-микробульки, которые прилетели к нам на гноме из другой страны. Они, конечно, не специально вас обижают, просто по-другому они не умеют. Вообще, микробульки привыкли летать на летучих мышах, наверное, они заблудились, и теперь не знают, как отсюда улететь, ведь гномики- не летают”. Доктор придумал, что надо делать:
“Всем гномикам надо сидеть у себя дома и никуда не ходить, чтобы эти штучки-микробульки не прыгали с гномика на гномика. Скоро им станет скучно в нашей стране и они сами убегут, точнее улетят. Надо только позвать летучих мышей и подождать, пока они прилетят, заберут микробульки. Надо просто сидеть у себя дома”.
Родители Славика рассказали ему о новых правилах. Что теперь надо посидеть дома, и нельзя никуда ходить. Ни в кино, ни в кафе, ни даже на детскую площадку и в парк. Славик очень расстроился, он стал упрашивать родителей так: (вставьте слова вашего, ребёнка). Но Славик не хотел, чтобы его прекрасная шляпка перестала светиться. И чтобы у его родителей тоже…Он подумал, подумал и решил: “Если гномики боятся микробулек и грустят от того, что их шляпки перестали светиться, нужно как-то развеселить их”.
Он придумал смешную историю про вредных чужестранцев и рассказал её маме с папой. Родителям она понравилась и они заулыбались. А вечером, когда мама разговаривала с бабушкой по телефону, она рассказала смешную историю сына. Славик гордился, что его рассказ, всех рассмешил. И он придумал много других историй про микробулек: про то, как микробульки смешно крехтят от мыльной пены, про то, как они убегают от врача. Славик посылал рассказы своим родственникам, друзьям и знакомым. И сидеть дома стало уже не так скучно. И так разлетелись Славины истории по миру. Не обошли стороной они и летучих мышей. Они сразу же прилетели и забрали микробулек туда, где они были никому не опасны. А истории Славика и сейчас друг другу рассказывают.
Самоизоляция продолжается, и кому то хорошо вместе кому не совсем, но жизнь продолжается, и мы живем все вместе и стараемся радовать друг друга. Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослого (родителей, близких), поэтому сегодня я поделюсь с Вами рекомендациями для родителей.
Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении
В первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу.
Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослого (родителей, близких). Опыт родителей из других стран показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции, и
это нормальный процесс.
Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей о вирусе и т. д., но и не погружайтесь в длительные обсуждения ситуации пандемии и ее рисков. Не смакуйте подробности «ужасов» из интернет сетей!
Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые Вы получаете от школы по организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую Вы получаете от классного руководителя и администрации школы. Школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В настоящее время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и педагогам в дистанционном обучении (учи.ру (uchi.ru), Умназия (umnazia.ru) и др.). Многие родители уже используют эти платформы, поскольку они содержательно связаны с образовательными программами.
Родители и близкие школьников могут повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком. Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка — это возможность повысить мотивацию, а для родителей — лучше узнать и понять своих детей.
Во время вынужденного нахождения дома Вам и ребенку важно оставаться в контакте с близким социальным окружением (посредством телефона, мессенджера), однако необходимо снизить общий получаемый информационный поток (новости, ленты в социальных сетях). Для того чтобы быть в курсе актуальных новостей, достаточно выбрать один новостной источник и посещать его не чаще 1—2 раз в день (например, утром — после утренних дел, ритуалов, важно какое-то время побыть в покое — и вечером, но не позже чем за 2 часа до сна), это поможет снизить уровень тревоги. При общении с близкими старайтесь не центрироваться на темах, посвященных коронавирусу, и других темах, вызывающих тревогу.
Для общения с близкими посоветуйте ребенку избегать социальных сетей переполненных «информационным шумом», а иногда и дезинформацией. Выберите сами один мессенджер (например, Тelegram,WhatsApp, Viber) и попробуйте перенести важное общение туда. Лучше избегать частого посещения чатов с обсуждением актуальной ситуации в мире. Достаточно заходить туда 1—2 раза в день. Любой чат в мессенджерах можно поставить на бесшумный режим и лишь при необходимости заходить туда.
Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома — не «наказание», а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел.
Находясь дома, ребенок может продолжать общаться с классом, друзьями (звонки, ВК, групповые чаты). Родители могут подсказать идеи проведения виртуальных конкурсов (например, позитивных мемов и пр.) и иных позитивных активностей. Можно предложить подросткам начать вести собственные видеоблоги на интересующую тему (спорт, музыка,
кино,кулинария.
источник: https://mgppu.ru/
Сейчас не простое время, режим самоизоляции большое испытание для современного человека. Всем очень сложно, уровень напряжения и тревоги нарастает. Искренне хочется поддержать и помочь, поэтому делюсь с Вами информацией по снятию тревожности у ребенка, которую разработали психологи Московского государственного психолого-педагогического университета.
источник: https://mgppu.ru
Просмотреть: Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом, при временном нахождении дома советы детского психолога
Страх перед коронавирусом. Как не поддаваться всеобщей панике?
(советы психолога)
Тревоги, страхи, чувство бессилия и невозможности повлиять на происходящее, все это – паника. На сегодняшний день у населения ее вызывают сообщения о вирусе из Китая. Предлагаем простые и эффективные способы, которые помогут не поддаваться всеобщей истерии и оставаться осознанными.
Начните управлять страхом Посмотрев новости, видео или пугающее сообщение в интернете, мы начинаем додумывать детали, искать у себя симптомы заражения и представлять печальное будущее человечества. Не нужно концентрироваться лишь на новостях о коронавирусе. Не будьте источником распространения ложной информации и разговоров на эту тему. Да, в мире есть много опасностей, но они не обязаны происходить именно с нами или нашими близкими.
Анализируйте. Похожая тенденция наблюдалась и в прошлые годы, когда в мире обнаруживали новую болезнь. Паника лишает нас возможности действовать разумно. Чтобы избежать стресса, важно проанализировать причины страха и понять, есть ли у него основа.
Соблюдайте правила гигиены, без фанатизма.
Сезонный грипп и новые вирусы передаются при повседневном контакте. Чаще мойте руки теплой водой с мылом, используйте спиртосодержащий гель и избегайте общения с теми, кто болеет.
Врачи советуют отказаться от ношения медицинских масок, если у вас нет симптомов гриппа или простуды — они не задерживают коронавирус, маски необходимы для заболевших. Тех, кто почувствовал симптомы простуды, медики призывают не заниматься самолечением.
Ограничьте информационный поток
Недостаток информации порождает страх. Но это не значит, что нужно читать и смотреть все, что написано в Сети и по телевизору перестаньте, заполнять голову информационным мусором. Хотите узнать последние новости — обратитесь к проверенным официальным ресурсам.
Снимите напряжение
Наше тело реагирует на тревогу, сжатием, напряжением. Шея каменеет, плечи поднимаются, голова прячется внутрь. Долго в состоянии зажима существовать невозможно. Для эксперимента попробуйте хотя бы час походить со сжатым кулаком. Постепенно вы начнёте чувствовать слабость. Так вы рискуете подорвать нервную систему и иммунитет.
Поэтому важно превратить тревогу в действия:
- высыпайтесь
- следите за питанием
- займитесь йогой, спортом, медитацией
- сходите на массаж
- поделитесь переживаниями с другом
- снизить уровень адреналина помогут дыхательные техники
- примите теплый душ
- помогают раскраски-антистресс
- выпейте горячий чай с медом или шоколадом
Делимся с Вами техникой отвлечения от негативных мыслей: можете включить расслабляющую музыку, закройте глаза, представьте себе, место, где вы почувствуете себя в безопасности, какие там звуки, запахи, цвета, что там находится или кто (чем детальнее представите, тем лучше). Прочувствуйте, как это место наполняет вас силами и энергией. (Например, мысленно нарисуйте солнечный пляж, почувствуйте, как волны уносят все плохие мысли). Эффект данной техники будет заметен уже через несколько минут.
Помните, страх делает вас более уязвимыми. Работая с ним, вы можете снизить риски любой болезни. Берегите себя!
Если у Вас есть вопросы, запишитесь на консультацию
С уважением психологи ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Тайшетского и Чунского районов»
Просмотреть: Деменция
Говард Гарднер — психолог, автор понятия «множественный интеллект» — установил, что существует 8 типов интеллекта.
Современная система образования делает упор на развитие двух из них, поэтому некоторые школьники остаются неуспешными и не могут впоследствии найти себя.
Также существует «теория желудя», идея которой заключается в том, что природа заложила в каждого определенный потенциал. Понять предрасположенность детей, чтобы в будущем они могли успешно реализоваться, легко, если определить их тип интеллекта.
Лингвистический
Проявляется в любви к слову — письменному или устному. Малыши с таким типом интеллекта с удовольствием слушают сказки и истории любого рассказчика, быстро учатся говорить, писать и читать. Они легко осваивают иностранные языки. В подростковом возрасте обожают читать и писать, делать стенгазеты, брать интервью и писать для школьной газеты, разгадывают словесные головоломки, рассказывают интересные истории. Важно, чтобы их обучение проходило в форме рассказа, дискуссии, совместного чтения книг. В современной школе делают сильный акцент на развитие именно этого типа интеллекта: дети в основном читают, слушают, пересказывают и говорят.
В какой профессии ребенок может реализоваться: писатель, сценарист, драматург, журналист, политик, корректор, переводчик.
Логико-математический
Эти дети испытывают страсть к числам и цифрам. Обычно они хорошо запоминают даты событий, номера телефонов, им нравится решать математические задачки, подсчитывать, вести учет. Они проявляют способности к анализу и синтезу, легко устанавливают причинно-следственные связи, стремятся к систематизации и порядку, легко оперируют абстракциями.
В какой профессии ребенок может реализоваться: математик, бухгалтер, программист, аналитик, ученый, детектив, логист, медик.
Визуально-пространственный
Эти детки отличаются тем, что часами могут играть деревянными или невыразительными куклами. Они с удовольствием собирают пазлы, любят игры с лабиринтами. Часто у них есть выдуманный друг. У них хорошо развито воображение, часто мечтают и обожают рисовать. Чувствуют цветовые сочетания, рано понимают, что с чем в одежде сочетается, а что нет. Подростки обычно успешны в геометрии, черчении, рисовании и естественно-научных предметах (физика, химия). У них развито пространственное мышление: хорошо запоминают места и детали окружающей обстановки, быстро читают таблицы и понимают диаграммы. Способны трансформировать пространство — сначала в голове, а потом сделать, например, перестановку мебели. Они видят мир под другим углом зрения, могут предложить несколько вариантов видения.
В какой профессии ребенок может реализоваться: все типы дизайнеров, архитектор, художник, мультипликатор, инженер, изобретатель, скульптор.
Телесно-кинестетический
Для этого типа тело — основной инструмент самовыражения. Движениями и танцем они расскажут о своих эмоциях лучше, чем словами. Инстинктивно они тяготеют к спорту, физическим нагрузкам, они здоровы, сильны, хорошо едят. У них развита мелкая моторика, поэтому им нравится мастерить и находить применение рукам. Любят выступать на сцене. Одной из главных фигур в окружении такого подростка станет тренер-наставник, который будет помогать достигать успехов. Способности этих детей развиваются в соперничестве и конкуренции, поэтому они острее реагируют на поражения и нуждаются в похвале и поддержке.
В какой профессии ребенок может реализоваться: актер, танцор, спортсмен, цирковой артист, клоун, инструктор по спорту, хирург, механик, скульптор, ремесленник, фотомодель.
Музыкальный
Такие детки чувствуют ритм, обладают хорошим слухом, тянутся к музыкальным инструментам. В подростковом возрасте громко слушают музыку, интересуются творчеством музыкантов, с удовольствием ходят на хор или в музыкальную школу. Они способны оценить музыку, быстро запоминают мелодии и воспроизводят их, поют вслух или про себя. Это сочинители и исполнители музыки, иногда раздражают окружающих тем, что начинают отстукивать или притопывать, когда чувствуют ритм.
В какой профессии ребенок может реализоваться: музыкант-исполнитель (пианист, барабанщик), композитор, дирижер, оперный певец, диджей, звукооператор, музыкальный критик, радиоведущий, музыкальный редактор.
Натуралистический
Эти дети тянутся ко всему живому, природа и животные — это их стихии. Им нравятся эксперименты с проращиванием зерен и наблюдение за их изменениями. Они обожают подолгу рассматривать букашек, муравейники, травы и цветы, любят возиться с животными, наблюдать за явлениями природы. В первобытном строе такие люди были отличными охотниками, лекарями, знатоками трав. В подростковом возрасте имеют хорошие оценки по биологии, химии, окружающему миру. Любят ходить в походы и участвовать в экологических акциях.
В какой профессии ребенок может реализоваться: эколог, ветеринар, геолог, исследователь морского дна, сейсмолог, археолог, генетик, лесник, фермер.
Экзистенциональный
Такие дети с детства отличаются высокой степенью осознанности, понимают свои чувства и могут управлять ими. Они здраво рассуждают, делают весомые умозаключения. Как правило, эмоционально сдержанны, застенчивы. Когда они вырастают, их начинают заботить вопросы жизни и смерти и прочие экзистенциальные вещи. Они способны выдвигать новые теории о происхождении мира и гипотезы о появлении разных национальностей. Интересуются духовными учениями и трудами философов. Они трезво стоят на ногах, способны прогнозировать и надолго планировать, умело управляют своими эмоциями, следуют инструкциям.
В какой профессии ребенок может реализоваться: психолог, психиатр, профессор и преподаватель философии, агитатор, священник, политик.
Межличностный
Это дети-коммуникаторы, они быстро устанавливают контакт с окружающими, знают, как понравиться, умело используют свое влияние. Хорошо чувствуют людей, их настроения и состояния, умеют быстро перестроиться. Уже с детства прекрасные переговорщики. В подростковом возрасте объединяют вокруг себя людей, становятся душой компании и лидерами, у них много друзей, потому что умны, общительны, обладают чувством юмора и харизмой. Для достижения своих целей используют вербальный и невербальный арсенал: слова, жесты, тело, рисунки. За счет умения чувствовать других людей могут оказать им помощь и поддержку.
В какой профессии ребенок может реализоваться: политик, педагог, оратор, переговорщик, дипломат, менеджер, директор, бизнес-тренер.
Рекомендации психолога
для родителей детей ОВЗ
Как известно, родитель рождается вместе с ребѐнком. Как ребѐнок учится всему в этом мире, так и родитель учится своей новой роли. Но если ребенок имеет особые потребности в своѐм развитии, то и родителю следует получить особые знания. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья во многом не похож на нас с вами. Надо научиться понимать такого ребенка, по капле накапливая опыт общения. Надо быть чувствительным к его нуждам, к тем почти незаметным сигналам, которые он подает, пытаясь достучаться до нашего сознания. Учитесь слушать и слышать, слышать и понимать, понимать и действовать. Игры, поступки, поведение детей с ограниченными возможностями, конечно, имеют свои особенности. Но нельзя забывать, что ребенок — это всегда ребенок. Существенной общей победой будет адаптация к окружающей социальной среде и развития, тех островков надежды, которые смогут быть указателем к материку полномасштабных социальных отношений. Подбирая игры и задания для детей с ограниченными возможностями, будьте внимательны. Выстраивайте на этой основе мостик знаний, умений и навыков, ведь детский организм действительно имеет значительные резервы и компенсаторные возможности. Каждый ребенок имеет повышенный интерес к определенной деятельности. Нужно определить эти участки и сконцентрировать свое внимание на занятиях, которые захватывают ребенка. Именно через это увлечение, через это любопытство, через этот повышенный интерес следует строить игровую деятельность и, в конце концов, реализовывать реабилитационную программу. Идите от интереса ребенка через его возможности — к решению его проблем.
Удачи вам, РОДИТЕЛИ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ!!!